Выбор шин и дисков для КамАЗ всегда начинается с понимания заводских параметров конкретной модели. У самосвала, магистрального тягача и вездехода — свои размеры колес, рассчитанные под нагрузку, условия эксплуатации и тип дорог. Даже разница в ширине или профиле шины способна изменить клиренс, поведение машины на поворотах и расход топлива. Поэтому перед покупкой нового комплекта нужно знать точные размеры, которые указаны в технической документации, и понимать, как они соотносятся с возможными альтернативами.
Как расшифровывается маркировка шин и дисков
Маркировка шин для КамАЗ может выглядеть как 12.00R20 или 315/80 R22.5. Первое число — ширина профиля. В записи 12.00R20 она указывается в дюймах (12.00), а в метрической системе — в миллиметрах (315). Второе значение в метрической маркировке (80) — это процентное отношение высоты профиля к его ширине.
Буква R означает, что конструкция шины радиальная (кордовые нити расположены радиально от центра). Если вместо R стоит дефис, значит, шина диагональная, с перекрестным расположением нитей.
Последнее число (20 или 22.5) — посадочный диаметр обода в дюймах.
У дисков в маркировке, например 8.5-20, первое число — ширина обода в дюймах, второе — посадочный диаметр. Дополнительно могут указываться параметры вылета (ET), количество крепежных отверстий и диаметр их расположения (PCD), а также диаметр центрального отверстия (DIA).
Заводские размеры шин и дисков для основных моделей КамАЗ
У каждой модели КамАЗ заводом определены свои параметры колес. Они учитывают массу автомобиля, нагрузку на оси, назначение техники и тип дорог, по которым она будет работать. Внедорожные модификации комплектуются крупными шинами с высоким профилем для лучшей проходимости, а магистральные тягачи — более жесткими низкопрофильными для устойчивости на трассе.
Внедорожные и армейские версии
Модель |
Размер шин |
Размер диска |
КамАЗ 4310 |
12.00R20 |
8.5-20 |
КамАЗ 43118 |
425/85 R21 |
11.25-21 |
КамАЗ 4355 |
425/85 R21 |
11.25-21 |
КамАЗ 44108 |
425/85 R21 |
11.25-21 |
КамАЗ 45141 |
425/85 R21 |
11.25-21 |
КамАЗ 65221 |
16.00R20 |
11.25-20 |
КамАЗ 65224 |
16.00R20 |
11.25-20 |
Грузовики общего назначения
Модель | Размер шин | Размер диска |
КамАЗ 4308 | 245/70 R19.5 | 6.75-19.5 |
КамАЗ 43253 | 10.00R20 / 11.00R20 / 11R22.5 | 7.5-20 / 8.25-22.5 |
КамАЗ 53605 | 12.00R20 / 315/80 R22.5 | 8.5-20 / 9.00-22.5 |
КамАЗ 54115 | 10.00R20 | 7.5-20 |
КамАЗ 5490 | 315/60 R22.5 / 315/70 R22.5 | 9.00-22.5 |
КамАЗ 65115 | 11.00R20 / 11R22.5 | 7.5-20 / 8.25-22.5 |
КамАЗ 6540 | 11.00R20 / 11R22.5 | 7.5-20 / 8.25-22.5 |
Самосвалы и тяжелые шасси
Модель | Размер шин | Размер диска |
КамАЗ 6520 | 12.00R20 / 315/80 R22.5 | 8.5-20 / 9.00-22.5 |
КамАЗ 6522 | 12.00R20 | 8.5-20 |
КамАЗ 65206 | 315/80 R22.5 | 9.00-22.5 |
КамАЗ 6580 | 12.00R24 | 8.5-24 |
КамАЗ 6460 | 315/80 R22.5 | 9.00-22.5 |
Допустимые альтернативные размеры
Можно поставить шины большего диаметра, если нужно поднять клиренс и улучшить проходимость. В основном, если когда речь идет о вездеходных КамАЗах или технике, работающей по снегу, песку и грязи. Но вместе с этим колеса становятся тяжелее, возрастает нагрузка на ступицы и подшипники, а их ресурс сокращается. Меньший диаметр выбирают редко, потому машина садится ниже, ухудшаются углы въезда и съезда, а колеса могут задевать детали подвески.
Если ход должен быть максимально мягким, и предстоит работа на неровной поверхность, есть смысл рассмотреть шины с высоким профилем. Они лучше гасят удары и помогают на бездорожье, но на ровной дороге увеличивают раскачку. Если приоритетом является устойчивая работа на поворотах и более точная реакция на руление, ставьте низкопрофильные шины. Но в этом случае удары от ям и кочек будут ощущаться сильнее, а нагрузка на диск возрастет.
Можно поставить более широкие шины, чтобы увеличить площадь контакта с дорогой. Это решение повышает расход топлива и может усложнить движение по грязи или снегу. Узкие шин экономят топливо и облегчают ход, но на мягком грунте они быстрее зарываются вглубь.
По техрегламенту ТС (ТР ТС 018/2011) размеры шин должны соответствовать указанным в одобрении типа машины или в инструкции. Индекс нагрузки и скорости нельзя брать ниже заводского. Если диаметр больше штатного, перед эксплуатацией убедитесь, что колеса не задевают кузов и подвеску на полном ходу и в повороте.
Совместимость шин и дисков
Шина и диск должны подходить друг другу по посадочному диаметру и ширине. Если поставить шину на слишком узкий обод, боковины будут чрезмерно сжаты, что ухудшит управляемость и ускорит износ протектора по центру. На слишком широком ободе шина растянется, снизится ее амортизирующая способность, а боковины будут уязвимее к повреждениям.
Вылет диска (ET) влияет на то, как колесо расположено относительно ступицы. Если он меньше заводского, колеса будут сильнее «торчать» наружу, что увеличит нагрузку на подшипники и рулевое. При большем вылете колеса уйдут глубже в арки и могут задевать элементы подвески.
Количество и расположение крепежных отверстий (PCD) должно совпадать со ступицей. Даже минимальное несоответствие приведет к биению колеса и повреждению крепежа.
Если переходите на бескамерные шины, нужно менять диски тоже. Камерная шина на бескамерном ободе или наоборот ухудшает герметичность и может стать причиной потери давления на ходу.
Практические советы по замене и уходу
Сезонный комплект шин храните в сухом и темном помещении, вдали от прямых солнечных лучей и источников тепла. Если шины на дисках, их кладут горизонтально стопкой или подвешивают за обод. Без дисков — только вертикально, время от времени проворачивая, чтобы избежать деформации.
Меняйте шины, когда глубина протектора приближается к минимально допустимой: для грузовых машин это обычно 1,6–2 мм, но для зимней резины лучше ориентироваться на 4 мм. Осматривайте шины нужно регулярно — трещины, грыжи или неровный износ сигнализируют о необходимости замены независимо от остаточной глубины.
Балансировка колес грузовиков важна не меньше, чем для легковых авто. Небалансированное колесо вызывает вибрации, ускоряет износ подвески, ступичных подшипников и шин. После установки нового комплекта или ремонта диска балансировку делают обязательно, а при появлении вибраций — внепланово.